Паспорт оценочных материалов по дисциплине

  1. Критерии оценки успеваемости обучающихся

Формы и виды контроля знаний обучающихся, предусмотренные по данной дисциплине:

  • текущий контроль (задачи, тестирование, вопросы к практическим занятиям, контрольные вопросы и задания, групповые / индивидуальные творческие задания);
  • промежуточная аттестация (зачет, экзамен).

Зачет – проверка знаний студентов по итогам семестра (окончания курса дисциплины у студентов заочной формы обучения) в форме, определенной преподавателем (устно, письменно) по вопросам, утвержденным заседанием обеспечивающей кафедры в начале учебного года. Преподаватель вправе выставить зачет без дополнительной проверки его знаний на основании оценок (баллов), полученных по итогам текущего контроля успеваемости. Оценка «зачтено» /

«незачтено» выставляется в зачетную книжку студента и в зачетно-экзаменционную ведомость.

Критерии получения зачета по дисциплине:

«Зачтено» ставится за полный ответ, который полностью соответствует существу вопросов задания; изложенный материал характеризует современное представление о состоянии проблемы, вопроса, теоретических основ; в котором приведен глубокий самостоятельный анализ предложенных вопросов, сделаны правильные выводы.

«Незачтено» ставится за ответ, в котором допущены ошибки и неточности, является неполным (схематическое изложение без пояснений) и вызвавший трудности в понимании содержания поставленных вопросов либо за ответ, в котором имеются грубые ошибки, выявлено непонимание пройденного материала, ответ не по существу вопроса, изложенный материал во многом устаревший.

Экзамен – проверка знаний студентов по итогам семестра (окончания курса дисциплины у студентов заочной формы обучения) по вопросам, утвержденным заседанием обеспечивающей кафедры в начале учебного года. В экзаменационном билете содержится, как правило, два-три теоретических вопроса, может быть предусмотрено индивидуальное задание. Преподаватель вправе выставить экзамен с дифференциацией оценки по четырехбалльной шкале без дополнительной проверки его знаний на основании оценок (баллов), полученных по итогам текущего контроля успеваемости. Оценка выставляется в зачетную книжку студента и в зачетно- экзаменационную ведомость.

 

Критерии получения оценки на экзамене по дисциплине:

для оценки «отлично» – наличие глубоких и исчерпывающих знаний в объёме пройденного программного материала правильные и уверенные действия по применению полученных знаний на практике, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание дополнительно рекомендованной литературы;

для оценки «хорошо» – наличие твердых и достаточно полных знаний программного материала, незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильные действия по применению знаний на практике, четкое изложение материала;

для оценки «удовлетворительно» – наличие твердых знаний пройденного материала, изложение ответов с ошибками, уверенно исправляемыми после дополнительных вопросов, необходимость наводящих вопросов, правильные действия по применению знаний на практике;

для оценки «неудовлетворительно» – наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неуверенность и неточность ответов на дополнительные и наводящие вопросы.

 

 

 

4. Оценочные материалы текущего контроля успеваемости

        

4.1. Тестовые материалы

 

 

  1. 1. Выбрать правильное определение:
  2. Литературное редактирование – написание рукописи.
  3. Литературное редактирование – выпущенное в свет издание.
  4. Литературное редактирование – проверка и исправление какого-либо текста, его окончательная обработка перед выходом в свет.
  5. Литературное редактирование – композиция будущего издания.

 

  1. Основные законы логики и редактирования:
  2. Закон противоречия.
  3. Закон исключенного третьего.
  4. Закон достаточного основания.
  5. Закон ………………………… .

 

  1. 3. Корректурные знаки – это
  2. Буквы.
  3. Знаки препинания.
  4. Специальные знаки для исправления ошибок в рукописях.
  5. Рисунки

 

  1. 4. Смысловые типы текстов:
  2. Определение.
  3. Повествование.
  4. Описание.
  5. ………… .

 

  1. 5. Виды правки текстов, применяемые в редактировании:
  2. Правка-обработка.
  3. Правка-вычитка.
  4. Правка-переделка.
  5. Правка- ………. .

 

  1. 6. Найти смысловую ошибку:
  2. Эта история уже давно канула в Лету.
  3. Невозможно оправдать бесчеловечные поступки, даже если они совершаются во имя высокой цели.
  4. Глядя на современных первоклашек, мы невольно вспоминаем о детстве, школьных годах.
  5. Женщина внимательно осмотрела покупку и усомнилась в сортности мяса. Сомнения оказались обоснованными — ее обсчитали на 2 рубля 67 копеек.

 

  1. 7. В каком предложении слово употреблено в несвойственном ему значении?
  2. В Древнем Риме народные трибуны утверждали постановление сената.
  3. Государственный Эрмитаж обладает прекрасной коллекцией гобеленов из Царских сервизов.
  4. Неожиданно для всех он потерял сознание, и прибывшая бригада «скорой помощи» диагностировала апокалипсис.
  5. Акционеры предоставили председателю правления карт-бланш в решении вопроса об иностранных инвестициях.

 

  1. 8. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении:
  2. Занять место согласно билету.
  3. Поступить наперекор установленных принципов.
  4. Сдать вовремя благодаря четкой работе.
  5. Вопреки правил пунктуации.

 

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
  2. Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
  3. Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
  4. Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
  5. Мы любим и гордимся поэтом.

 

  1. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы:
  2. В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
  3. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал ее поэтичность и живописность.
  4. В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.
  5. Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

 

  1. 11. Найдите неверный вариант:
  2. Семьюдесятью семью грамотами награждены участники городской олимпиады.
  3. Я ознакомился с семьюстами пятьюдесятью тремя страницами учебника.
  4. На это было потрачено около четыреста-пятьсот долларов.
  5. В двух тысячах пятистах километрах к югу находится зона лесного пожара.

 

  1. 12. Найдите предложение с ошибкой в согласовании:
  2. Инна Петровна, ведущий очеркист газеты, недавно вернулась из командировки.
  3. Борьба за благоустройство и образцовый санитарный порядок в городе стали делом каждого.
  4. Восточные берега Камчатки и Курильских островов омываются водами Тихого океана.
  5. Белая куропатка питается ягодами и семенами и поедает их в огромном количестве.

 

  1. 13. Найдите ошибку в построении предложения:
  2. Интернет сохраняет огромные базы данных по разным вопросам науки.
  3. Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
  4. Водитель маршрутного такси сказал вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
  5. Лексические повторы – средство выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

 

  1. 14. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
  2. Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
  3. Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
  4. Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
  5. Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

 

  1. Какое из приведенных слов имеет значение «незаконное опубликование чужого труда под своим именем»? 
  2. Реферат.
  3. Аннотация.
  4. Плагиат.
  5. Псевдоним.

 

  1. 16. Укажите предложение без грамматических ошибок:
  2. Журнал «Природу» мы выписываем регулярно.
  3. Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.
  4. Благодаря белым ночам Карелия летом необыкновенно красива.
  5. Те, кто приезжал на Черноморское побережье, любовался морским пейзажем.

 

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
  2. Их проблемы.
  3. Пара туфлей.
  4. В пятистах случаях.
  5. Более слабый.

 

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Посмотрев фильм А. Звягинцева «Возвращение»,

1) мне стало грустно.

2) он очень понравился всем членам жюри.

3) решено было наградить его премией.

4) мы решили написать рецензию о нем.  

 

  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении причастного оборота?
  2. Протест Катерины, отстаивающей свои человеческие права, имел общественное значение.
  3. Представление о прямой дает луч света, выходящего из малого отверстия.
  4. Мы зашли в церковь, служившую какое-то время овощехранилищем.
  5. Эти чувства переполняют его речь, наполненную умом и остроумием.

 

  1. В каком предложении неверно употреблен предлог?
  2. Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось справиться с трудностями.
  3. Согласно приказа мы должны были дежурить в праздничные дни.
  4. Вопреки правилам пунктуации журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
  5. По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

 

Правильные ответы на вопросы тестовых заданий

 

Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответы 3 тождества 3 рассуждение сокращение 4 3 2, 4 4 2
Вопросы 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответы 3 2 3 3 3 3 2 4 2 2

 

 

Тестовые задания используются для выяснения уровня знаний по теме (нескольким темам) у обучающихся очной, очно-заочной и заочной форм обучения, а также в процессе самоподготовки обучающихся.

 

Критерии оценивания:

Результаты тестирования оценивают по 4-х балльной шкале:

Количество правильных ответов Оценка
18-20 Отлично
17-13 Хорошо
12-7 Удовлетворительно
‹ 7 Неудовлетворительно

 

 

 

 

4.2. Проверочные работы

 

 Задание 1. Проанализируйте текст в плане определения зоны действия корректора и редактора. Выполните корректурную правку первого абзаца текста и редакторскую правку-вычитку второго абзаца этого же текста.

 Одними из важнейших элементов художественного произведения, является авторская номинация, имя, данное предметам, населяющим вымышленный мир. Е. Савин, известный литературный критик писал: “назвать вещь — значит, овладеть ей. Связывая определённым образом слова, писатель в состоянии создать любую реальность, и чем талантливее писатель, тем “реальнее” описываемые события. А поэтому писатель убеждён, что не надо изменять действительность, воздействуя на её непосредственно; достаточно описать желаемое положение дел» (Е. Савин, 1994). Авторы фантастических произведений реализуя номинативные задачи сталкивается проблемой, незнакомой писателям, создающим реалистические произведения. Писатель-реалист рассматривает номенклатуру художественного мира своих творении, как одно и средств типизации героев и воссоздания локального колорита своих произведений. Писатель фантаст становится творцом новых названий для самых различных предметов, действий, профессий.

 

Задание 2. Определите вид речевой ошибки, сделайте стилистическую правку предложений. 1. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития. 2. Случилась проблема: закрывают гостиницу «Москву». 3. Любая организация, ведущая доброкачественный бизнес, должна быть официально зарегистрирована. 4. Вчера вследствие внезапного отключения воды в доме №15 произошел переполох. Жильцы просят ОЖЭК оповестить о включении воды дополнительно. 5. На трехдневный семинар для обмена опытом съехались директоры всех российских школ-интернатов. 6. Во многих наших больницах даже нет полотенцев. 7. Это был небольшой поселок с четырехстами жителями. 8. Многие авторы в своих произведениях создают героев, способных самоотверженно, преследуя великие цели, самопожертвовать собой. 9. Подача электроэнергии возобновилась вновь. 10. Автор показывает, какой отпечаток учитель может наложить на судьбу. 11. Писатель убежден, что истинное существо человека проявляется в самых трудных испытаниях. 12. Новая агротехника экономичнее и простее, но освоение ее требует более лучше организовать работу. 13. Команды судов заняли место согласно боевого расписания. 14. Без этих сведений невозможно ни управлять, ни руководить предприятием. 15. Предсказать, какие планы он запланировал на завтра, крайне трудно. 16.Проблема отцов и детей, поднятая автором в рассказе, имеет коренную значимость. 17. Самым тяжким испытанием для Эльяшева оказывается лишение возможности заниматься реставрацией книг в виду лишения пальцев рук на войне и в силу получения инвалидности. 18. Кто же виноват, что продукты так дороги? Первым делом надо удешевить их себестоимость. 19. Лидин в рассказе пишет о том, как престарелый переплетчик добровольно идет на войну защищать свою родину. 20. Необходимость отмены высоких ставок налога массируется всеми газетами. 21. Мы должны участвовать и помогать в беде другому человеку. 22. Одни и те же персоналии принимают активное участие в террористических актах. 23. Каждый оставляет свой вклад в жизнь. 24. Депутаты рассмотрят вопрос об изменениях в регламент.

Задание 3. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение (или сокращение) его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, контаминация элементов разных сочетаний), исправьте ошибки (за справками обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под редакцией А.И. Молоткова). 1.Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам проверки. 2.Ленту первенства по дорожным происшествиям в эти выходные завоевал Екатеринбург. 3. Состояние нашей армии желает лучшего. 4. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 5. Мы этой проблеме уделяем одно из первых мест. 6. Театр в Андреевском Воронцов организовал на боле широкую ногу. 7. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 8. Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов. 9. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 10. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 11. В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий

 

Критерии оценивания:

– оценка «отлично» выставляется, если материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала, продемонстрированы знания, умения и навыки, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

– оценка «хорошо» выставляется, если материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; продемонстрировано достаточно полное знание программного материала, или, по крайней мере, показано общее понимание вопроса и продемонстрированы знания, умения и навыки, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

– оценка «удовлетворительно» выставляется, если показано общее понимание вопроса и продемонстрированы знания, умения и навыки, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной части учебного материала; показано непонимание вопроса и не продемонстрированы знания, умения и навыки, достаточные для дальнейшего усвоения материала.