27 октября,
четная неделя
Расписание
Главная  /  Новости  /  Ректор  /   А.Ю. АЛЕКСАНДРОВ: «Формирование среды возможностей для студентов – приоритет нашего университета»

 А.Ю. АЛЕКСАНДРОВ: «Формирование среды возможностей для студентов – приоритет нашего университета»

14.02.2020
Категории: Ректор и Университет.

Продолжаем разговор с ректором университета А.Ю. Александровым, начатый в прошлых номерах газеты (Ульяновец, №2 от 24 января 2020 года).

Сегодня мы обратились к лидеру ЧГУ с просьбой рассказать о планах развития вуза в ближайшем будущем.

– Андрей Юрьевич, в прошлом разговоре мы затронули тему рейтингов. Они стали важным атрибутом глобального рынка образовательных услуг. Правда ли, что рейтинги не всегда дают объективную картину? Но ведь нельзя не согласиться с тем, что этот инструмент сегодня формирует социальную реальность?

– Значение рейтингов, в том числе и в сфере образования, не стоит переоценивать. Любой рейтинг имеет свои достоинства и, в то же время, порой страдает однобокостью, поэтому не существует идеальных рейтингов, которые исчерпывающе свидетельствуют о позициях в образовательном пространстве того или иного вуза. Тем не менее, мы отчетливо понимаем, что для тех ребят и их родителей, которые выбирают высшее учебное заведение для своей будущей профессиональной карьеры, рейтинг – достаточно весомый аргумент.

В последнее время мы уделяем больше внимания вхождению университета в те или иные рейтинги. Например, университет по итогам 2019 года вошел в ТОП-111 вузов России «Национального агрегированного рейтинга». Разработанный «Гильдией экспертов в сфере профессионального образования» интегральный годовой рейтинг учитывает позицию 721 российского вуза одновременно во всех крупнейших списках высших учебных заведений России. Все эти вузы распределены по 10 лигам. Наш вуз вошел во вторую лигу, в которую также включены Северо-восточный федеральный университет, Крымский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева.

В рейтинге «Национальное признание: лучшие вузы – 2019» Чувашский госуниверситет занял 27 место среди классических вузов с государственной аккредитацией и 77 место в общем рейтинге из 695 вузов страны.

– В своем Послании Федеральному Собранию Президент страны В.В. Путин говорил о предоставлении возможности студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Уже в следующем году в российских вузах планируют запустить эксперимент по смене специальности…

– Неслучайно Президент страны озвучил данную тему. Постановка данного вопроса обусловлена растущей динамикой технологического развития, что вызывает, в свою очередь, необходимость «повышенной готовности» будущего выпускника к стремительным изменениям на рынке профессий. Смежные профессии – это своеобразный ресурс адекватного реагирования на новые вызовы.

– Говорят, роботы заменят людей во многих сферах. Какие профессии стоит выбрать, чтобы не попасть в список «умирающих»? Какие специальности будут востребованы у работодателей в будущем?

– Считаю, что тема «умирания» традиционных профессий излишне разогрета. Очень часто среди канущих в Лету называют профессию бухгалтера. Хотя совершенно понятно – она сохранится. Другое дело, что существенно изменится функционал. Будут разработаны новые программные продукты, и бухгалтер должен будет обладать рядом новых компетенций. Вполне возможно, что количество работающих в этой сфере несколько сократится.

Что касается роботов… Ведь они призваны заменить, в первую очередь, физически тяжелый монотонный труд. Будущее – за высокими технологиями. Значительно увеличится доля роботизированных производств, предприятий, занимающихся разработками новой техники и материалов. Согласно «Атласу новых профессий», уже в ближайшее время будут востребованы такие специалисты, как биоэтик, ИТ-медик, энергоаудитор, контролер энергосетей для распределенной энергетики, архитектор живых систем, системный инженер интеллектуальных энергосетей, проектировщик домашних роботов, кибертехник умных сред…

– Андрей Юрьевич, сегодня много говорят о цифровизации. Как этот процесс повлияет на образование?

– Самые разные аспекты жизни общества трансформируются в связи с внедрением новых технологий. Когда говорят о цифровизации образования, то подчас все сводится к возможностям онлайн-обучения. Между тем, в повестке ближайших лет гораздо более глубокие изменения, которые вызовут серьезное переформатирование образовательного процесса. Вот, например, появились глобальные образовательные платформы (Coursera, «Лекториум», «Универсариум»), услуги которых становятся все более востребованными. Это очень напоминает ситуацию в реальном секторе экономики, когда традиционное такси замещается сетевыми сервисами «Яндекс.Такси», Uber. Насколько это изменит существующие потоки желающих получить университетское образование? Точно ответить на данный вопрос крайне затруднительно. Это, безусловно, вызов ныне существующему вузовскому образованию. Или вот еще пример: сегодня в быту повсеместно используется автоматический переводчик иностранного языка. Ведь решение, пусть и сложной, задачи создания цифрового высококачественного перевода – вопрос ближайших лет. Можно будет читать, смотреть и слушать любые самые сложные тексты, фильмы. Получается, рухнут языковые препятствия и колоссально расширятся горизонты возможностей обучающихся, в том числе и в плане получения международного образования. Это ли не вызов любой национальной системе высшего образования, это ли не повод для университетов пересматривать существующие подходы к организации образования?

– Если все так глобально, то получается, что трансформации подвергнутся и фундаментальные знания?

– Наступившая эпоха цифры влечет все большую неопределенность как технологического, так и социального развития. Соответственно, выпускник вуза должен быть готов к очень быстрой реакции на изменение технологий, готов к трансформациям рынка труда. Сегодня овладение профессией должно подразумевать способность ее получателя к такой адаптации. И тут высвечиваются еще более ярко вопросы непрерывного образования, и вузы должны стать центрами такого образования, к чему, кстати, и стремится Чувашский госуниверситет.

И еще сделал бы акцент на том, что глубокая фундаментальность есть черта, присущая именно университетам, коль скоро мы ведем речь о вузах. Знания фундаментальные – не есть «поросшие мхом», застарелые. Напротив, это надежная основа, на которой устроено здание образования и конструкцию которого можно перестраивать с целью улучшения. Для разных областей знаний это – анатомия, теоретические основы электротехники, теоретическая механика и другие. Именно фундаментальные знания и выступают залогом той самой адаптивности.

– В Программе развития университета на 2017-2021 годы поставлена задача приглашать в ЧГУ федеральных экспертов. Зачем это нужно?

– В числе тех, кто посетил университет в прошлом году, такие известные эксперты, как Е.В. Брызгалина, заведующая кафедрой философии образования МГУ им. М.В. Ломоносова; А.И. Первушин, популярный российский писатель-фантаст, и т.д. Очевидно, что университет, который смотрит в будущее, не должен вариться в собственном соку. Мы высоко оцениваем компетенции наших преподавателей, однако наука шагает вперед семимильными шагами, и, безусловно, самые свежие экспертные оценки, мнения лидеров в определенных отраслях знаний чрезвычайно востребованы. Подобные встречи, мастер-классы мотивируют слушателей задуматься, оценить свой образовательный уровень. Вот из этих соображений и сверстан на текущий год план приглашения известных ученых, практиков в той или иной области.

– Инфраструктура нашего университета приобретает современный облик: реконструируются учебные корпуса, общежития, строятся новые объекты, заработали новые лаборатории и пространства…

– Университет прочно вошел в повестку нацпроектов. Так, в рамках национального проекта «Образование» сегодня реконструируется общежитие №2; по федеральному проекту «500 бассейнов России» возводится плавательный бассейн для студентов по Университетской, 38, который мы планируем ввести в эксплуатацию в текущем году. ДНК им С.А. Абрукова – также «продукт» нацпроекта «Образование», а «Точка кипения» возникла как результат сотрудничества нашего университета с Агентством стратегических инициатив.

Кроме того, мы вкладываем и значительные собственные средства в развитие инфраструктуры вуза. Так, в последние годы сотни миллионов рублей инвестированы в ремонт корпусов и их оснащение самым современным учебно-научным оборудованием. Вот, например, учебно-лабораторный корпус факультета энергетики и электротехники, аккредитационно-симуляционные центры медицинского и химико-фармацевтического факультетов, лаборатории Малого физмата.

Формирование среды возможностей для студентов –  это приоритет нашего университета. Так, запланирована реконструкция общежития №6 и корпуса «З», строительство нового общежития в кампусе на Университетской, многофункциональной спортивной площадки в кампусе «Техноквартал», реконструкция корпуса «Г». Надо отметить, что процессу оснащения оборудованием очень активно содействуют наши партнеры: при поддержке Сбербанка открыта аудитория «Компетенция будущего», все предприятия электротехнического кластера республики сделали многомиллионные инвестиции в модернизацию учебно-лабораторной базы технических факультетов.

– Впереди у нашего вуза – амбициозные задачи. Что бы вы пожелали команде ЧГУ?

– Убежден, если не установить высокую планку развития, не будет серьезного движения вперед. Поэтому при проектировании будущего мы должны исходить из того, что нужно адекватно ответить на вызовы, связанные с бурным техническим прогрессом в частности и изменением общества в целом. Это диктует необходимость смотреть на университет из будущего, мыслить из будущего. В то же время сегодня, в настоящем, важно продуктивно решать текущие вопросы подготовки кадров, проведения НИОКР.

Решение таких задач, безусловно, потребует дополнительных усилий, творческого подхода, и что, пожалуй, самое важное, высокой сплоченности и командной работы.

Беседовала О. Герасимова.