27 апреля,
четная неделя
Расписание
Главная  /  Университет  /  Факультеты и филиал  /  Машиностроительный факультет

Машиностроительный факультет

Учебный корпус «М» (г. Чебоксары, ул.Спиридона Михайлова, д. 3)

+7 (8352) 45-21-93

Сайт факультета

Машиностроение является сердцевиной народного хозяйства любого высокоразвитого государства. Возможности страны в накоплении национального дохода и её роль в мировом сообществе во многом определяется уровнем развития машиностроения.

Инженерному образованию в России уже более 300 лет. Все достижения техники, от замысла новых машин до их скорейшего воплощения в металле, аккумулируются в единой науке о технологии. Практичные американцы на этапе становления своего высшего технического образования взяли за основу именно русскую методику подготовки инженеров. В настоящее время уровень благосостояния и роли любой страны в мире, прежде всего, определяется уровнем её технологического развития. Становится очевидным, что лидирующей нацией XXI века будет та, которая создаст наиболее эффективную систему машиностроительного производства. От будущих инженеров зависит судьба России, выход на передовой технологический уровень, конкурентоспособность отечественной техники на мировом рынке.  

Начавшийся бурный рост развития промышленности в Чувашии в 60-е годы ХХ века вызвал острую потребность в подготовке высококвалифицированных инженеров по машиностроительным специальностям. В связи с этим при активной поддержке ректора С.Ф. Сайкина, неутомимой работе декана Н.Д. Козлова и заведующего кафедрой «Технология машиностроения» М.Б. Гордона в 1968 г. был произведён первый набор студентов по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» для обучения по заочной форме. Это событие стало важной вехой в истории подготовке инженерных кадров для предприятий Чувашии и рождением машиностроительного факультета.

Специальности направления «Технология машиностроения» относятся к остродефицитным, крайне необходимым народному хозяйству. Они входят в перечень приоритетных специальностей, по которым осуществляется подготовка инженерных специалистов для разработки, изготовления и эксплуатации новой техники и технологии.

Кафедра «Технология машиностроения» является выпускающей уже более 50-ти лет и на сегодняшний день ведёт очную, заочную и ускоренную подготовку по следующим направлениям:

Бакалавриат

15.03.01 «Машиностроение», профиль: «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств».

15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», профиль: «Конструкторско-технологическое обеспечение высокоэффективных процессов обработки материалов».

Магистратура

15.04.04 «Автоматизация технологических процессов и производств» профиль «Автоматизация производственных процессов в машиностроении».

Аспирантура

22.06.01 «Технологии материалов» профиль 05.02.13 «Машины агрегаты и процессы (машиностроение и металлообработка)».

Современное машиностроение – это не отдельная обособленная отрасль, а комплекс производственных систем, включающий общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, энергетическое машиностроение и др.

Специальность «Технология машиностроения» относится к приоритетным, по которым осуществляется подготовка специалистов для разработки, изготовления и эксплуатации новой техники и технологий.

В период бурного подъёма экономики и освоения новой продукции возникает острая необходимость в быстрой подготовке производства, которая включает в себя проектирование технологических процессов, подбор оборудования, инструментальное и другое технологическое обеспечение, что и реализуют выпускники кафедры.

За время обучения студенты кафедры изучают современные технологии, инструмент и оборудование, системы автоматизированного проектирования (САПР), что помогает им быстро адаптироваться на производстве. Практическая направленность и технологический уклон в подготовке способствует формированию универсальных специалистов.

Кафедра имеет все необходимое для проведения всех видов занятий, предусмотренных учебными планами и рабочими программами.

На машиностроительном факультете действуют специализированные лаборатории:

  • Республиканский центр молодёжного инновационного творчества в области создания моделей технических устройств, роботов и систем управления.
  • Учебно-научный центр «Гидравлика», созданный совместно с Концерном «Тракторные заводы» и фирмой «BOSH».
  • Учебно-научный центр «Мехатроника», работающий в области 3Dмоделирования, прототипирования и робототехники, оборудованный 3D сканером, 3D принтером, камерой технического зрения.
  • Отраслевая научно-исследовательская лаборатория композиционных материалов (ОНИЛКОМ).

Машинный зал с парком современных металлорежущих станков площадью более 500  квадратных метров. В лаборатории перспективных методов сварки установлено современное сварочное оборудование: промышленный робот фирмы «Fanuc», предназначенный для автоматической сварки сложных изделий, а также оригинальная установка для исследования перспективного метода сварки цветных конструкционных материалов – сварки трением с перемешиванием.

В лабораториях студенты обучаются профессиональной работе в самых современных CAD/CAM/CAE-системах: NX, NASTRAN, Pro/ENGINEER и Pro/MECHANICA, ANSYS, SOLID EDGE, КОМПАС, AutoCAD и др.

Работа в кружках студенческого общества (СНО), участие в студенческих предметных олимпиадах разного уровня позволяет привлечь студентов к научно-исследовательской работе, становиться победителями всероссийских и международных олимпиад, выигрывать различные гранты, выполнять и защищать научные проекты. Наши студенты в 20016 г. представляли команду РФ на международной олимпиаде по робототехнике в Нью-Дели и завоевали там 7 место, опередив все команды Европы, Америки и Росси.

Желающие связать свою жизнь с наукой, могут найти у нас полную поддержку, нам очень нужны молодые кадры опытных ученых и преподавателей. На таких мы делаем основную ставку, из них будем растить своих кандидатов и докторов наук. Мы приглашаем студентов в интереснейший мир науки, сотрудничества с ведущими научными центрами и предприятиями России и других странах мира. Эти молодые ученые и специалисты действительно познают не только самую современную науку, но и весь мир.

У кафедры есть крепкие связи с производственными предприятиями. Наши студенты проходят практику на ведущих предприятиях Чувашской Республики. Они работают во всех сферах производственной и иной деятельности: машиностроение, транспорт, строительство, сельское хозяйство, малое предпринимательство, государственное управление, силовые структуры.

Выпускники кафедры «Технология машиностроения» гарантировано востребованы предприятиями г. Чебоксары и Чувашской Республики: «Сеспель», «Каскад», «Элара», «Чебоксарский агрегатный завод», «Промтрактор», «ЗЭиМ», «Электроприбор», «Текстильмаш», «Промтрактор-Вагон» (г.Канаш) промышленными предприятиями городов Алатырь, Шумерля, Ядрин и другими ведущими предприятиями региона. Работают инженерами, механиками, конструкторами, инструментальщиками, занимаются бизнесом и управлением.

Большой отряд руководителей и главных специалистов промышленных предприятий Чувашии были нашими студентами.

Выпускники кафедры способны решать самые сложные инженерные задачи: осуществлять быструю проработку концептуального дизайна, создавать твердотельные модели и сборки, разрабатывать рабочие чертежи изделий в режиме диалога, рассчитывать прочность и надёжность узлов, оптимизировать технологический процесс путем проектирования, моделирования, станочной обработки и создания управляющих программ для станков с числовым программным управлением.

Все это в совокупности с высококвалифицированными преподавателями и сотрудниками кафедры позволяет готовить специалистов, умеющих чётко представлять тенденции дальнейшего развития машиностроения, сохранять лучшее существующее, понимать и создавать новое.

Ещё одной из специальностей направления «Машиностроение» является профиль ”Машины и технология литейного производства”. Литейное производство – это отрасль машиностроения, благодаря которой получают литые заготовки (отливки) для деталей машин: станины прокатных станков и металлорежущих станков, корпуса гидротурбин и другие отливки массой в десятки и сотни тонн, а также маленькие детали массой в несколько граммов для радиоэлектронной и часовой промышленности. Характерной особенностью литейного производства является универсальность – возможность получения самых  разнообразных по массе, конфигурации, механическим и эксплуатационным свойствам отливок из чугуна, стали и сплавов цветных металлов. Литейное производство – один из наиболее распространённых методов формообразования заготовок. По сравнению с другими методами получения заготовок литье позволяет изготовлять отливки практически не ограниченных габаритных размеров и массы из всех сплавов, в том числе из сплавов, не поддающихся пластической деформации и трудно обрабатываемых резанием.

Подготовку и формирование квалифицированных бакалавров по профилю «Машины и технология литейного производства» ведёт выпускающая кафедра «Материаловедение и металлургические процессы», которая активно сотрудничает с ведущими предприятиями отрасли машиностроения и металлургии, учебными заведениями профильного направления.

Выпускники кафедры, бакалавры-литейщики работают на ведущих промышленных предприятиях машиностроительного профиля Чувашской республики и других регионах Российской Федерации. В 2019-2020 гг. заключены договора о сотрудничестве со многими организациями: ООО «ПК «ЧАЗ», ООО «Промлит», ООО «НПП «ИННОТЕХ», АО «Алатырский механический завод», АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», Группа компаний «ТЕХМАШ ХОЛДИНГ», ООО «Завод точного стального литья», АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», ФГАОУ ВО «Сибирский Федеральный Университет», ОАО «ЭЛЕКТРОПРИБОР», ЗАО «Комфортел» г. Орёл, АО «ЭР-Телеком Холдинг», ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», ЗАО «Промтрактор-Вагон», ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», группа компаний ABS Holdings, ЗАО «АБС Русь», ОАО «ВНИИР», ОАО «АБС Автоматизация», АО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко».

 Договора о сотрудничестве позволяют иметь постоянные места практик и практических занятий непосредственно на промышленных предприятиях, что даёт возможность студентам лучше освоить теоретический материал на примерах применения различных технологий изготовления отливок из черных и цветных сплавов.

Результаты практической и научной деятельности кафедры ежегодно представляются в виде статей в научных журналах, сборниках трудов, воплощаются в виде патентов на изобретения. Много научных трудов опубликовано совместно с учёными Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, с которыми ведётся постоянная плодотворная научная работа. В НГТУ им. Р. Е. Алексеева,  действует диссертационный Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций в области металлургии, литейного производства и металловедения, где наши учёные защищают свои диссертации. Ежегодно кафедра проводит всероссийские и международные конференции с изданием сборника научных трудов.

Наши лучшие выпускники занимают ведущие должности на предприятиях Чувашии. Турчинович Роман Владимирович  – директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ЧЭАЗ», Мотков Антон Юрьевич – директор по качеству АО «Ростсельмаш», Журавлёв Андрей Фёдорович – ведущий специалист концерна «Тракторные заводы», к.т.н., Королёв Андрей Валерьевич – главный металлург ООО «НПП «ИННОТЕХ», к.т.н., доцент, Ижиков Вячеслав Николаевич – эам. главного металлурга ООО «Промлит», Тимофеев Евгений Анатольевич – начальник отдела подготовки производства технико-коммерческих предложений ОАО «АБС Автоматизация».

 Самая молодая на факультете кафедра «Колесные и гусеничные машины» является выпускающей по направлению подготовки 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы».

Любая фирма, желающая добиться успеха, завоевать место на современном внутреннем и международном рынке, иметь высокую конкурентоспособность и достойное имя, неизбежно столкнётся с необходимостью разработки новых видов продукции и повышении потребительских свойств выпускаемой продукции. Это открывает нашим выпускникам широкую перспективу квалификационного роста и успехов в служебной  карьере.

Кафедра выпускает бакалавров, готовых к работе в следующих видах деятельности:  научно-исследовательская и проектно-конструкторская. Обучающиеся по направлению подготовки 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» учатся разрабатывать конструкторско-технологическую документацию новых или модернизируемых наземных транспортно-технологических машин (автомобилей, тракторов, мотоциклов, прицепов, сельскохозяйственной, строительной техники, дорожных машин, оборудования для ликвидации последствий  стихийных бедствий).

После обучения они смогут проектировать детали, узлы, агрегаты наземного транспорта, выполнять эскизы и чертежи будущих деталей любой сложности, в том числе строить трёхмерные модели объектов с помощью компьютерной графики, проводить компьютерный краш-тест автомобилей. Работать на симуляторах автомобилей и тракторов, организовывать эксплуатацию наземных транспортно-технологических средств, осуществлять техническое обслуживание, диагностику и ремонт наземных транспортных средств, выполнять тюнинг кузова, проводить экспертизу причины ДТП и оценивать стоимость полученных повреждений и предстоящего ремонта, проводить утилизацию различных транспортных средств.

Выпускники  могут работать конструкторами автомобилей и тракторов, руководителями организаций по проектированию, изготовлению, эксплуатации, ремонту и утилизации автотракторной техники, в инженерных службах автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания и ремонта автотракторной техники, техническими консультантами и менеджерами автосалонов.

Кроме хорошего материального обеспечения у кафедры есть ещё одна опора – самоотдача и высокая квалификация преподавателей, в том числе – опытных специалистов предприятий и ведущих ученых страны. Они обучают студентов, как академическим знаниям, так и самым передовым производственным методикам.

Кафедра сотрудничает с ООО «Миконт», компанией «ТрансТехСервис» («ТТС»),  ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», ООО «Альянс-Авто» и другими ведущими предприятиями города Чебоксары и Чувашской Республики.

Заведующим кафедрой является доктор технических наук, профессор МГТУ имени Н.Э.Баумана Горелов Василий Александрович. Тесное сотрудничество с ведущим ВУЗом страны в технической области – МГТУ имени Н.Э.Баумана по подготовке специалистов по направлению 23.03.02 “Наземные транспортно-технологические комплексы” открывает перспективы дальнейшего обучения наших выпускников в магистратуре одного из ведущих технических вузов России.

Для подготовки специалистов по перечисленным выше направлениям необходимо вначале получить базовую техническую подготовку. Эту задачу на факультете решает ещё одна кафедра машиностроительного факультета – кафедра «Прикладная механика и графика», которая была организована в 2013 года в результате объединения кафедры начертательной геометрии и черчения и кафедры детали машин и прикладной механики.

Заведующий кафедрой – доктор технических наук, доцент Васильев Сергей Анатольевич.

Кафедра ведёт занятия по ряду общетехнических дисциплин: «Теория механизмов и механика машин», «Детали машин и основы конструирования», «Основы технической механики», «Сопротивление материалов», «Прикладная механика», «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» на машиностроительном, энергетики и электротехники, радиоэлектроники и автоматики, управления и социальных технологий и химико – фармацевтическом факультетах.

Лекционные занятия преподаватели проводят в поточных (лекционных) аудиториях. Другие виды занятий ведутся в аудиториях межкафедральной лаборатории факультета, в состав которой входят 4 специализированных лаборатории по дисциплинам: «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и механика машин», «Детали машин и основы конструирования», «Основы технической механики».

Лаборатории оснащены оборудованием, стендами и др., содержание работ полностью сочетается с направлениями подготовки машиностроительного и других факультетов. Все лаборатории предназначены для одновременного обучения полной академической группы (15-20 студентов). Кафедра имеет компьютерный класс с современным оборудованием и программным обеспечением.

С 2020 года кафедра «Прикладной механики и графики» начинает набор бакалавров на новое для Чувашской Республики направление 15.03.06 «Мехатроника и робототехника», профиль «Мехатронные системы». Набор студентов ведётся на заочную форму обучения. Возможно поступление на условиях целевой подготовки по договору с профильной организацией и на платной основе. В 2021 году планируется набор на бюджетные и платные места на очную и заочную форму обучения.

Для обеспечения своевременной и качественной подготовки студентов машиностроительного факультета к всероссийским и международным олимпиадам по «Теории механизмов и машин» на кафедре прикладной механики и графики работает студенческая научная секция «Механика машин». В октябре 2020 г. в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова прошла Всероссийская студенческая олимпиада по теории механизмов и машин, посвящённая 100-летию со дня рождения выдающегося конструктора стрелкового оружия М.Т. Калашникова. В командном первенстве команда Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова заняла призовое 3-ее место. В личном первенстве студенты заняли 5 и 6 места, а студент 4 курса Иванов И. был награждён грамотой за «Лучшее решение задачи по структурному анализу». По решению Исполнительного Совета (Executive Council) Международной федерации по содействию развития науки о машинах и механизмах (International Federation for the Promotion of Mechanism and Machine Science — IFToMM) осенью 2020 года в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова состоится V Международная студенческая олимпиада по теории механизмов и машин (SIOMMS 2020). Тренером команды является выпускница факультета Алена Анатольевна Фёдорова.

Кафедра ведёт научную работу темы по гранту президента РФ и гранту фонда развития науки ЧГУ. В 2020 году общая сумма по выигранным грантам составила более 2,2 миллионов рублей. Назовём темы грантов, выигранных сотрудниками кафедры за последние два года:

  1. «Разработка и исследование интеллектуальных технологий и мехатронных систем точного наземного сканирования поверхности склоновых земель», грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МД-1198.2020.8, соглашение № 075-15-2020-228, 2020-2021 гг. (Рук. Васильев С.А.).
  2. «Разработка роботизированного колёсного трактора для автоматизации работ в сельскохозяйственной и коммунальной сферах», грант Фонда развития науки ЧГУ, 2020 г. (Рук. Васильев С.А.).

Сотрудниками кафедры опубликовано две монографии, 43 статьи, из них 28 статей в центральных российских и зарубежных журналах, входящих в список ВАК, в том числе 16 статей опубликованы в журналах, входящих в систему цитирования SCOPUS и WoS, 15 статей в региональных журналах и большое количество тезисов докладов.

Получены 9 патентов РФ на изобретения.

В 2018-2019 гг. сотрудники кафедры приняли участие в работе 12 научных конференций, в том числе 6 зарубежных.

Кафедра тесно взаимодействует ведущими вузами и институтами: Казанским ГАУ, Донским ГТУ, ВИМ, КубГАУ и др.

Проводит научно-исследовательские работы и проекты в связке с технологическими партнёрами: Концерн «Тракторные заводы», Музей трактора, ООО «Фарватер» (Московская обл.), ООО «Миконт», ООО «АгроФормула» и др.

С 2020 года кафедра проводит первый набор студентов и становится выпускающей по направлению 15.03.06 «Мехатроника и робототехника».

Мехатроника – это новая область инженерии, объединяющая электротехнику, механику, компьютерные и информационные технологии.

Мехатроника и робототехника являются определяющими в формировании нового технологического базиса – основы экономики высокоразвитых стран начала XXI века. Они во многом обусловливают состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности, имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и определяют уровень технического перевооружения и технологический прогресс в важнейших сферах экономики.

Данное направление является наиболее универсальным направлением инженерной подготовки, позволяющим выпускникам работать по широкому спектру инженерных областей. Универсальность подготовки позволяет выпускникам успешно адаптироваться к новым задачам в области автоматизации промышленных производств, мехатронных и робототехнических систем.

Мехатроника и робототехника позволяют проектировать, развивать и применять «интеллектуальные» устройства в смежных, междисциплинарных областях науки и техники моделирования.

Это одна из новейших технических специальностей (по данным ЮНЕСКО, входит в пятёрку самых востребованных и перспективных специальностей в мире).

Мехатронная система – единый комплекс электромеханических, электрогидравлических, электронных элементов и средств вычислительной техники, между которыми осуществляется постоянный обмен энергией и информацией, объединённый общей системой автоматического управления, обладающей элементами искусственного интеллекта. Роботы и робототехнические системы, создаваемые на базе мехатронных модулей, предназначены для выполнения рабочих операций от микро- до макроразмерностей, в том числе с заменой человека на тяжёлых, утомительных и опасных работах.

За время учёбы студенты овладеют навыками компьютерного плоского и объёмного черчения, компьютерного моделирования механических систем, технологического программирования, программирования контроллеров, осваивают виды конструкторской и технологической документации, проектирование, монтаж и пуско-наладочные работы мехатронных систем с учётом требований к метрологическим характеристикам датчиков, производительности и точности работы электрического или гидравлического приводов.

Ключевые компетенции выпускника по завершении обучения: освоение методов создания новой роботехники, исследование и практическое применение современных роботов и мехатроных систем на высокотехнологичном производстве и в медицине, в атомной и оборонной отраслях, МЧС РФ, на транспорте, в сельском хозяйстве и образовании.

Бакалавры могут работать IT-специалистами, инженерами-конструкторами и кибернетиками. В конструкторские бюро их принимают в качестве разработчиков автоматизированных систем и средств управления, робототехниками и электрониками. Рабочими местами бакалавров обеспечивают машино- и приборостроительные предприятия, военные учреждения, строительные и металлургические производства. Там они будут работать в структурах, которые занимаются разработкой, изготовлением и эксплуатацией мехатронной техники и роботов.

Поступайте на машиностроительный факультет. Здесь вы получите классное, востребованное образование и великолепные профессиональные и карьерные перспективы. Наших выпускников ждут, они широко востребованы на рынках труда Чувашии и в других регионах России.